Жизнь длиной в три недели: личный опыт
В свои 15 лет я уже много слышала про международные языковые школы в Англии и наконец решила попробовать одну из них на себе. Я попала в Anglo Continental School в Борнмут на три недели; мне там очень понравилось, и теперь хочется еще. Но, кроме того, хочется поделиться впечатлениями. А впечатлений много, и разных. Поэтому пришлось их рассортировать по разделам и подсократить. Мне кажется, что другим, рискни они отправиться по моим стопам, после прочтения моих "воспоминаний" будет кое в чем легче.
Кто там был...
Компания здесь разношерстная. В смысле национальном преобладают, пожалуй, русские с украинцами, которых не просто много по количеству - их еще и всегда видно. Кто еще выделяется и количеством, и активностью, и оригинальностью во всем - так это арабы. В первый же день меня ужаснули некие личности с суровыми южными лицами, прошествовавшие в каких-то странных туниках до полу. Кто бы мне сказал, что несколько из них окажутся в моем классе, а двое даже станут хорошими друзьями! Свои "фирменные" наряды они потом надевали на дискотеки в стиле нечистой силы. Много других азиатов: сначала были гонконгцы, со второй недели заехали пятьдесят японок. Но они все тихие и незаметные. А еще - из европейских стран всех понемногу: несколько поляков, немцев и швейцарцев, две француженки, две сестры чешки, три итальянки, одна норвежка и брат с сестрой португальцы. А также пятеро мексиканцев и турки.
Хотя никто, кроме нескольких русских, кажется, не выбирал друзей по национальному признаку, разница между разными культурами явственно чувствовалась, и большинство тянулось к соотечественникам. Национальные "общины" быстро оформились - особенно сложные отношения завязались между русскими и украинцами с одной стороны, и арабами с другой, хотя внешне это даже не всегда было заметно: разговоры происходили только у парней в комнатах, и я очень рада, что их почти не слышала. Но конфликты были, скорее, межличностными, а не национальными.
Уроки английского: как это было
По итогам вступительного теста - довольно-таки легкого, да еще и не меняющегося из года в год - нас распределили в семь классов человек по 10-15 (потом, когда приехали еще ребята, классов стало больше). Уровни - от элементарного, который подошел даже девятилетней Дохе, до так называемого Advanced (самого "продвинутого"), где учились свободно говорящие на языке, в том числе постоянно живущая в Англии Чикако.
Учимся пять дней в неделю: в четверг обычно большая экскурсия, а воскресенье - выходной. Каждый учебный день у нас две пары по полтора часа; первую у каждого класса ведет "свой" учитель, а второй (из другого класса) - вторую. В нашем классе (Upper Intermediate - один из самых сильных) преподавали Иан и Хелоиза, обоим года по двадцать четыре. С Ианом уроки были довольно серьезные, мы занимались по учебнику нашего уровня, обсуждали заданные темы: говорили о магазинах, о защите животных, о совместном обучении детей и родителей, о "fast food" и вегетарианстве, о романах по Интернету...
Учеба совершенно не была в тягость, и большинство занималось с азартом, даже домашние задания почти все делали. Да они и были-то небольшие: пару предложений составить на определенную конструкцию, или раскрыть скобки в небольшом тексте (прямо в учебнике), или самим написать небольшой топик. Правда, другие учителя задавали больше - нам явно повезло с Ианом. Зато когда после двух недель он бросил нас - уехал продолжать практику с африканскими детьми - появилась скучнющая Эими, которая задавала побольше и которую мы очень не любили.
Учет и контроль...
А каждую субботу (и с Ианом, и с Эими) у нас были тесты - итоговые за неделю. Они были довольно сложные, и все очень волновались, а на самом деле результаты, кажется, вообще не имели значения. Как это ни странно, очень многие воспринимали учебу всерьез: рьяно делали все задания, что-то записывали, учили. Я очень уважала такую сознательность, но само училась спустя рукава и выполняла только самое необходимое.
Зато уроки с Хелоизой даже и уроками не назовешь. Мы разыгрывали сценки (это пересказать невозможно - смех стоял, будто у нас КВН), отгадывали слова, играли командами - всего не вспомнишь. Полторы недели мы с ней даже снимали фильм по собственному сценарию (как и было обещано при выборе школы) - смесь "Робин Гуда", "Ромео и Джульетты", ужастика, школьного быта и еще Бог знает чего. Фильм получился дурацкий, (тем более, что из аппаратуры только доисторическая камера - одна на всю школу) но съемки были незабываемые: грим, костюмы, репетиции...
Наши проекты
Но это уже больше развлечение, а что касается учебы - есть еще проекты для директора Берни. Темы для проектов (это что-то вроде небольших сочинений) он оглашает по вторникам, а в пятницу желающие сдают работы. За три недели моего пребывания были следующие темы: "Почему английский будет важен мне в будущем", "Достоинства и недостатки компьютеров и Интернета", "Достоинства и недостатки современного мира". Призы по десять фунтов выдаются авторам лучших работ трех уровней (минимум сто, двести и триста слов соответственно - в зависимости от класса). Вручение призов происходит по субботам в актовом зале, там же каждый учитель награждает двух учеников из своего класса. Номинации звучат как "самый старательный" и "самый активный" (я как раз получила книжечку от Иана за "активность" на первой неделе).
English Breakfast
Питание там оказалось лучше, чем я ожидала. На завтрак, правда, каждый день хлопья с молоком (немного надоедает) - но зато есть вкусные круассаны и еще что-то в этом роде. А на обед и ужин - очень даже разнообразное горячее, неплохие салатики, фрукты, соки, какие-то торты и пирожные. Возле блюд, содержащих свинину, есть специальная табличка - предупреждение для мусульман (ну, и для иудеев - но их там, по-моему, не бывает), для вегетарианцев всегда есть альтернативное овощное блюдо. Вообще, вкусно здесь - даже я, привереда, почти все ем.
Да еще время от времени работает буфет - вода всякая, шоколадки, чипсы. Правда, очереди за едой огромные - в буфет поменьше, зато в столовку… Life in a queue never ends - "Жизнь в очереди бесконечна", как мы подписали под фотографией в школьном журнале. Это стояние на солнцепеке (слава Богу, хоть в дождь очередь внутри!) до ужаса утомительно, зато уже никто не пихается подносом, когда тебе накладывают еду: в столовую пропускают человека по четыре. Хорошо еще, если влюбленные в подружку парни пропустят вперед всю нашу девчачью компанию со словами "Ladies first!".
Money, money и все с этим связанное
Из опыта я поняла, что небольшую сумму лучше менять в Москве, и в школе сдавать администрации не все - на всякий пожарный. А в остальном - система удобная: крупные суммы денег все сдают на Reception и потом получают порциями по вторникам и пятницам - сразу в фунтах стерлингов, причем заказывать сумму надо заранее. Вообще, тратится почему-то не так уж много; разве что увлечешься хождением по магазинам или сувенирами.
Экскурсии
Каждую неделю у нас тут две экскурсии: одна на целый день, вторая - на полдня (после уроков). Первую неделю мы во вторник после учебы поехали в музей транспорта, а в четверг - в пещеры и город Бат (смотреть на римские бани). Вторая неделя - полдня на Стоунхендж и собор в Солсбери, и день в Лондоне: Тауэр и поездка на кораблике по Темзе.
Экскурсии мне не понравились. На осмотр давали мало времени, а ведь территории везде огромные, столько всего хочется успеть! Так что с экскурсиями тут слабовато - хотя, на самом деле, было слишком много туристов за один раз - хорошую экскурсию в таких условиях провести сложно. Но что правильно - в автобусе всем раздают бумажки, на случай если кто-нибудь потеряется: там написано время и место встречи перед обратной дорогой.
Как мы жили
В комнате у нас сначала было семь человек, потом (со второй недели) подселили еще двоих. И это притом, что обещали по два - три человека - ну ладно, это-то как раз ничего. А что касается условий, все очень даже хорошо. У каждой - полтумбочки (два ящика) и две-три вешалки в небольшом шкафчике на двоих. Все кровати - у окон, довольно удобные; правда, для девчонок повыше они были коротковаты. В комнатах, светло, просторно и вообще - уютно. На каждый этаж (где-то, по-моему, три комнаты) - два туалета, пять раковин, два душа и ванна в отдельной комнатке. Казалось бы, маловато на столько человек - ведь еще учительницы и весь женский персонал - но почему-то таких проблем не возникает. Я только пару раз ждала очереди в душ или туалет, и то не подолгу. Как это получается - ума не приложу! И вообще, все довольно чисто, туалетная бумага всегда на месте, возле зеркала стопка бумажных салфеток для рук и лица. По-моему, условия вполне хорошие, но запросы ведь у всех разные.
Теперь о графике. Поднимают нас в 7.30 в обычные дни; перед большими экскурсиями будят в 6.30, а по воскресеньям - в 8.30. Через полчаса после вставания (т.е. обычно в 8.00) начинается завтрак, с 9.00 - учеба. На перемене (10.30 - 11.00) в спальни по идее не пускают, но иногда удается прорваться. После уроков и обеда (12.30 - 13.30) - регистрация в спальнях или классах: проверяют, все ли на месте. После каких-нибудь дневных мероприятий, в 16.30 - вторая регистрация. В 18.00 ужин, после семи - еще что-нибудь, например кино или (по субботам) - дискотека. В кровать нас загоняли в 22.00, а в 22.30 выключали свет, у младших ребят (до 13 лет) соответственно все на полчаса раньше.
Спорт: играют все!
Играют в футбол, волейбол, теннис, бадминтон, регби и волейбол, играют в любое свободное время, что многие и делают: полянка перед нашим корпусом, сетка поодаль и корты редко пустуют. А раз или два в неделю бывает специальный спортивный день, когда нам предлагают присоединиться к одной из спортивных групп, каждую из которых ведет по несколько человек из персонала. Не знаю, что там происходит с остальными, а мы с футболистами (я обычно в игре исполняю роль штанги) идем на большое поле недалеко от школы. Теннисные турниры, говорят, довольно серьезные, волейболисты у своей сетки практически живут, регби многие вполне освоили. Да еще ведь и в бассейн пускают несколько раз в неделю в определенное время.
Развлечения
Во-первых, у нас часто проводились разные командные соревнования. Принадлежность к какой-либо команде определяется цветом наклейки в ученической карточке, так что товарищи и соперники здесь - дело случая. Названия у соревнований самые разнообразные - то "бешеные скачки", то "поиск сокровища". Все это довольно весело, особенно если группа попадется веселая.
Еще раз в неделю можно выбирать между следующими студиями: изготовление школьного журнала, аэробика, жонглирование, изготовление смешных масок, фотостудия и что-то еще. Один раз вывезли в город на нормальное кино - было довольно интересно. Кстати, в том же развлекательном центре (в двадцати минутах езды от школы), кроме кинотеатра находятся еще боулинг и водные горки - все это было в нашей программе в другие дни. Особенно все любили горки (Splashdown), и я, побывав там аж два раза, подтверждаю: это действительно здорово.
Английская учительница моя...
Учителя и персонал там просто классные. Все в основном совсем молодые - только директору Берни лет под пятьдесят, да паре учителей, наверное, около сорока, а остальным-то вообще лет 20-30. Все такие молодые, веселые.
Нет слов!
Нет, нет, не расскажешь обо всем. Это была действительно целая жизнь, и ее не вместят даже десять интернет-страниц. Скажу только, подводя итог: это было необыкновенно хорошо!
Валентина Чубарова
По материалам газеты "iностранец"