Ошибки резидента
Результаты тестов GMAT (Graduate Management Admission Test) и LSAT (Law School Admission Test), причем приличные, наряду с результатами TOEFL, требуются для поступления во все бизнес- и юридические школы. Вместе с тем средний балл россиян гораздо ниже, чем у абитуриентов из других стран. Как преподаватель основную причину я вижу в том, что у нас знают об этих экзаменах слишком мало.
Подготовку советую начать за 1,5-2 года до всех возможных дедлайнов. Убедитесь, что ваш опыт работы соответствует требованиям школы. Далее, ваша первоочередная задача - сдать экзамен TOEFL. Только получив достаточно высокий балл (220 и выше), можно переходить к GMAT или LSAT. Тут-то и начинается самое интересное.
Первое, что следует знать всем потенциальным слушателям бизнес-школ: GMAT и LSAT сильно отличаются от TOEFL и по структуре, и по оцениваемым способностям. Если TOEFL проверяет только знание языка, то эти экзамены - еще и способность логически мыслить, выделять из большого количества информации нужную. Даже с языковой точки зрения GMAT и LSAT могут быть сложнее TOEFL. Поэтому лучше всего оставить на подготовку к ним от 5 месяцев до года. И прислушаться к нескольким советам.
GMAT (раздел Critical Reasoning)/LSAT (Logical Reasoning): "Космические корабли бороздят просторы Большого театра"
Типичное задание из этих разделов в сокращенном переводе на русский выглядит примерно так:
- "Фильм демонстрируется 2 недели.
- За вторую неделю фильм посмотрело на 20% больше зрителей.
- Значит, фильм посмотрело большинство населения".
Такое утверждение на языке экзаменов называется argument (на русский это можно перевести как "доказательство"). Ваша задача - оценить его логичность. Большинство из них будет содержать некую неточность, причем отнюдь не случайно. Ведь потом вам могут задать вопрос: какой из 5 нижеперечисленных фактов делает заключение более (менее) логичным.
Логичность приведенного выше доказательства напрямую зависит от количества человек, посмотревших фильм в неделю. Но эта информация отсутствует (вот она, логическая неточность!). Например, если бы в первую неделю фильм посмотрело 60% населения, доказательство было бы логичным, а если бы кинозалы были почти пустыми - наоборот.
Всякое доказательство имеет почти одинаковую структуру: факты (F) и заключение (Conclusion) (F1+F2+...= Conclusion). Решение таких задач в чистом виде не представляет особого труда - логика здесь элементарная. Однако на сцену выходят языковые сложности. Полностью это "доказательство" звучало бы так:
"По недавней оценке пресс-службы Королевской академии искусств, проект, ставший чемпионом по финансовым вложениям за последние десятилетие и лидером в прокате более чем 30 европейских стран с октября текущего года, пользуется большим успехом и в крупных городах североамериканского континента. Так, в течение второй недели демонстрации фильм увидело на 20% больше зрителей. Это бесспорный рекорд, всего за две недели фильм посмотрела большая часть населения".
Пока вы читаете о прокатчиках обоих континентов и размышляете о "космических кораблях, бороздящих просторы Большого театра", время уходит. Поэтому на первых занятиях мы учимся даже не решать подобные задания, а отделять значимые элементы конструкции от пустых рассуждений.
Раздел Reading Comprehension (GMAT, LSAT): "Не думай о секундах свысока..."
Эта часть является общей для обоих тестов, правда тексты в GMAT могут быть немного сложнее: там больше вероятность получить текст по экономике. Поэтому, господа топ-менеджеры, готовясь к этой части, не забудьте пролистать вузовский учебник экономической теории. Текст о давно забытых принципах вычисления ВНП будет читаться куда легче, если вы не станете мучительно припоминать, что это вообще такое. Не лишним будет повторить основные термины и их перевод на английский. И юристам, и менеджерам я бы советовала налечь на общее развитие. Вспомнить основные факты из европейский и американской истории и культуры. Если вы хотя бы примерно понимаете, кто такой Томас Манн, когда жил и что написал, на текст о нем уйдет меньше времени.
Кстати, о времени. Для достижения полноценного и детального понимания текста из 4-5 абзацев и ответа на 6-10 вопросов нужно гораздо больше, чем 10-12 отведенных минут. Как же быть? Дело в том, что детальное понимания текста от вас вовсе не требуется. Работать с подобного рода заданиями я предлагаю по следующему алгоритму.
Первое чтение не должно занимать больше трех минут. Но за это время вы должны составить представление о структуре текста. Деление на абзацы не случайно, каждый посвящен отдельному вопросу. При первом чтении ваша задача - определить основную тему каждого абзаца.
Выявив логическую структуру текста, приступайте к ответам на вопросы. Запомнив расположение мыслей в тексте, вы будете знать, в каком абзаце искать ответ. Метод постепенного понимания выгоден еще и тем, что с каждым вопросом, просматривая текст, вы невольно начинаете понимать его лучше и лучше. Таким образом, вы и время экономите и на вопросы отвечаете, и текст усваиваете. Чего еще желать?
Раздел Analytical Reasoning (LSAT): "Я убью тебя, лодочник!"
В отличие от перечисленных заданий, здесь нет никаких языковых сложностей - чистая логика. У вас есть 6 землекопов (или "копов", тут это никакой роли не играет) A,B,C,D,E,F. Иногда для пущей убедительности они даже снабжены фамилиями, начинающимися на эти буквы. В вашу задачу входить составить для них график работы, притом что А не работает в одной группе с С, D и F должны всегда быть вместе, и если А работает вместе с D, то E - вместе с C. Поняли?
Все это напоминает старую загадку про лодочника, волка, козу и капусту. В ход должна идти наблюдательность (нельзя забывать ни про одно условие). Легче всего составить краткую запись, например No AC; DF; If AD then EC. Победить такие задания можно только упорной тренировкой.
Writing (LSAT/GMAT): "Что я могу еще сказать..."
Прежде всего надо сказать о том, что эссе - не способ выражения творческой индивидуальности и оригинальности мысли. Все, что от вас требуется, это хороший английский язык и логика. Например, в LSAT вам могут предложить написать сочинение на тему: "Руководство нефтеперерабатывающего завода стоит перед выбором: покупать ли старое оборудование (недорогое, испытанное и в хорошем состоянии) или же купить новое (дорогое, но более современное). Изложите ваше мнение". Независимо от темы, вам всегда предлагается альтернатива. А сочинение пишете по плану:
- Вступление (общие слова о важности производства, особенно нефтяного, и значимости оборудования)
- Первый вариант (старое оборудование)
- преимущества: надежное, недорогое, не требует специального обучения рабочих.
- недостатки: чаще требует ремонта, не позволяет вводить новые экологически чистые и высокопродуктивные технологии.
- Второй вариант (новое оборудование)
- Вывод: Какой вариант лучше.
Такой подход приложим ко всем заданиям подобного рода.
Таким же образом следует работать и с разделом Analysis of Issue GMAT.
Где готовиться: кто, если не ты?
Существует несколько вариантов подготовки, в этой сфере работают как иностранные компании (Pericles), так и российские (MBA-Consult). На мой взгляд, стоит предпочесть российские, потому что речь идет не о языковой подготовке, как в TOEFL, а об обучении особому способу мышления, тут легче договориться со "своими". Лучше ориентироваться на занятия в мини-группах, а то и вовсе индивидуально - там, где речь идет о логике, сколько людей, столько и ошибок. Но следует оговориться - каким бы прекрасным специалистом ни был ваш педагог, на 80% успех зависит только от вас. Можно ли готовиться самому? Нежелательно. Лучше заранее хотя бы прослушать вводные лекции об особенностях работы с каждым разделом.