Как подготовить группу к корпоративному обучению иностранным языкам?
Изабелла ЛАУТЕРПАХТ, заместитель директора по учебным программам обучающего центра «Система-3»:
Подготовка группы к корпоративному обучению иностранному языку - серьезный и зачастую длительный процесс. Как правило, он занимает оттрех дней до месяца. Это связано с тем, что «нулевой» этап во многом определяет успех обучения группы в целом.
Вначале необходимо четко сформулировать основную задачу и ответить на вопрос: с какой целью проводится обучение? Руководство компании хочет повысить уровень владения иностранными языками своих сотрудников? Расширить перспективы делового взаимодействия с зарубежными партнерами? Или, может быть, подготовиться к международной выставке? Правильно поставленная задача дает учебному центру возможность составить грамотную программу обучения.
Следующий этап -тестирование, письменное и устное. Важно выявить людей, которые долго, но не вполне успешно обучались иностранным языкам. Как правило, у них формируется комплекс, мешающий им сделать рывок вперед. Они часто просто не верят в свои лингвистические способности. В этом случае необходимо выяснить, по какой системе они обучались, и предложить принципиально другое методическое решение. В одной из компаний, например, мы сочетали интенсивное обучение с более детальным, длительным. Такой подход давал возможность закреплять полученные навыки, и сам процесс обучения становился менее утомительным, позволяя сотрудникам сохранять свежесть восприятия.
Елена АЛЕКСЕЕВА, председатель методического совета RUNOV SCHOOL:
Любой человек, пришедший в языковую школу, хочет получить хорошие разговорные навыки за короткий отрезок времени. Это объясняется просто: иностранный язык, как правило, является только приложением к его основной специальности, пусть и довольно престижным. Данная задача определяет методику и интенсивность предлагаемой программы.
Обучение корпоративных клиентов кроме чисто разговорных тренингов, как правило, включает определенное количество часов по грамматике, бизнес-лексике, деловой переписке и технике телефонных переговоров. Необходимость отработки большого по объему материала делает занятия очень насыщенными. Следовательно, важность подготовительного этапа во много раз возрастает. Возможные проблемы надо постараться устранить до начала аудиторных занятий; впоследствии на это, скорее всего, не будет хватать времени. На мой взгляд, эффективность процесса корпоративного обучения зависит от психологического комфорта, атмосферы, которая устанавливается среди учащихся. Необходимо, чтобы в группу входили люди с приблизительно одинаковым уровнем знаний. Очень важным является отдельное обучение руководителей и подчиненных. А вот возраст не имеет принципиального значения.
Многие языковые школы проводят пробные уроки, помогают определить психологическую совместимость в группе. Иногда группы делят на «жаворонков» и «сов», которых обучают в разное время. Все эти нюансы создают позитивный эмоциональный фон, активизируют творческие и интеллектуальные возможности людей, позволяют повысить качество обучения.
Гульнара ЕНИКЕЕВА, методист Tom's House:
Организация корпоративного обучения на территории заказчика - процесс, предполагающий четкие и слаженные действия обеих сторон. Компании необходимо набрать группу сотрудников, договориться с языковой школой о дате проведения тестирования и подготовить для этого походящее помещение. Также координаторам обучения со стороны заказчика желательно заранее определиться с удобным для сотрудников графиком занятий, позаботиться о свободных аудиториях, а также о необходимом для уроков оборудовании (например, доска, аудио/видеоаппаратура).
Языковая школа, в свою очередь, готовит письменное и устное тестирование, определяет уровень базовой языковой подготовки будущих учащихся. Затем результаты тестирования обрабатываются, а сотрудники распределяются по группам в соответствии со степенью владения иностранным. Благодаря индивидуальному общению с каждым тестируемым, методисты школы имеют возможность составить психологичес-кий портрет группы и подобрать преподавателя, соответствующего по стилю ведения занятия.
Стоит отметить, что специальная языковая подготовка к тестированию не нужна, более того, она может исказить реальную картину знаний студента. Однако группу можно подготовить психологически, настроив студентов на серьезную работу и объяснив важность изучения иностранных языков для успешной и плодотворной работы в компании.
Елена ЛИТВИНОВА, руководитель корпоративного отдела международного языкового центра Language Link:
При подготовке группы для корпоративного обучения иностранным языкам необходимо обратить внимание на несколько важных моментов. Одним из них является послетестовое собеседование с преподавателем для определения разговорных навыков. Не стоит направлять на него сотрудников с плохими результатами письменного теста: это может подорвать их уверенность в себе и негативно повлиять на общий результат обучения.
Еще один существенный момент: выбирать преподавателя нужно с учетом базовых навыков обучаемых в группе. Так, например, для «продвинутых» в языковом отношении сотрудников в качестве преподавателя лучше подойдет носитель языка.
Не стоит откладывать составление расписания занятий каждой из групп. Обычно выбираются утренние или вечерние часы. Но некоторые компании готовы организовывать для своих сотрудников и дневные занятия. В каждом из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Утром заниматься легче, быстрее усваивается материал, но есть некоторый риск, что не все смогут приходить вовремя. Вечером сказывается усталость после рабочего дня, эффективность обучения заметно снижается. Однако в этом случае практически исключаются опоздания. Наиболее оптимальным вариантом являются дневные занятия, хотя не все работодатели готовы предоставлять для повышения квалификации сотрудников рабочее время.