Мы сидим, а знания идут
Вы жаждете познания, готовы к поиску и переменам, но жизнь банально корректирует ваши мечты. Как преодолеть вроде бы уже ставшие непреодолимыми препятствия на пути к нужным знаниям - работа, семья, финансы, отсутствие загранпаспорта или отказ в визе? Как человеку, обремененному заботами, все-таки получить необходимое образование?
В конце нашего века ответ достаточно прост - это можно сделать с помощью дистанционного обучения (ДО).
По зарубежной статистике, большинство ДО-студентов - это люди после 25 лет, которые уже работают и хотят углубить свой профессиональный опыт без отрыва от производства. Тем не менее дистанционная форма обучения подходит почти всем.
Родители, бизнесмены, все занятые люди находят, что ДО - эффективный путь к знаниям, позволяющий гармонично совместить учебу и повседневную жизнь. Люди, по состоянию здоровья не способные учиться очно, также находят, что ДО часто единственный путь к интересующему их образованию. А для пенсионеров это возможность, не вызывая лишних эмоций у окружающих, снова почувствовать радость познания.
Учиться дистанционно можно как по одиночке, так и в online-классе. При этом вы сами выбираете, когда вам учиться - ночью или днем, летом или зимой, и где это делать - в комфортной домашней обстановке или в одном из центров ДО.
Часто возникает вопрос о качестве обучения (кстати, на наиболее часто задаваемые вопросы (FAQ) по дистанционному обучению, приходящие на наш информационно-справочный канал, мы обязательно ответим в ближайших номерах журнала). Вот лишь один пример, который может послужить ответом.
Профессор социологии Калифорнийского государственного университета нашел новый путь повышения успеваемости студентов - он решил отлучить их от аудиторий. В один из семестров Jerald G. Schutte в произвольном порядке разделил класс на две группы. Студенты одной из них посещали занятия как обычно: слушали лекции, выполняли домашние задания и сдавали тесты, а студенты другой прошли аналогичный курс дистанционно. Последние получали задания и оценки через Интернет, брали необходимую информацию с WEB-сайта университета, задавали вопросы и отсылали профессору выполненные контрольные по электронной почте, а также с помощью Интернета участвовали в групповых дискуссиях. В аудитории они появились только для сдачи экзамена за семестр. И что интересно: "сетевые" студенты продемонстрировали результаты в среднем на 20% выше результатов своих однокурсников из обычной группы. Безусловно, в данном случае у "сетевых" была большая мотивация, и делать обобщающие выводы на основе одного эксперимента не стоит. Но конкретный результат говорит о многом. Кстати, относительная анонимность участия в дискуссиях по Интернету позволила многим студентам задавать те вопросы, которые они никогда бы не задали в реальной аудитории в присутствии своих друзей.
Бытует мнение, что вся эта шумиха по поводу ДО затеяна специально компьютерными и телекоммуникационными компаниями с целью стимуляции сбыта своего оборудования, программ и услуг. Безусловно, такой интерес очевиден, но давайте вспомним, что спрос есть платежеспособная потребность. И в данном случае стимулируются потребности знать больше, быть умнее и делать лучше на пользу обществу. Многие россияне этих потребностей еще не осознали. Попробуем внести скромную лепту в пробуждения их сознания.
За рубежом сейчас происходит колоссальная трансформация системы образования и обучения в связи с внедрением новых технологий и информатизацией общества. Прежде всего это выражается в том, что многие традиционные учебные программы становятся доступны и в форме ДО. Понять значение дистанционного образования помогает простая арифметика и элементарное представление о географии. Например, в США только 15 млн. университетских мест, а последние исследования показывают, что около 100 млн. людей хотели бы продолжить свое образование. В Китае то же соотношение: 5 млн. на 80 млн. Мы не располагаем точными данными по России, но хороших учебных заведений в сравнении с числом желающих учиться в ней немного. Расстояние между потенциальным студентом и интересующим его университетом тоже может достигать тысяч километров: не случайно США, Канада, Австралия и Великобритания (как центр Британского Содружества) являются лидерами ДО. И России не избежать того же.
Осознать важность ДО помогает также жесткая процедура отбора в ведущие университеты и бизнес-школы. Например, в известнейшие школы бизнеса Wharton и Harvard принимается только 13% заявок из всех присланных, а в школы бизнеса Stanford и UCLA и того меньше - 12%. Прибавьте к этому еще и российские проблемы с визами, и транспортировку бренного тела через океан - есть причины подумать о дистанционном образовании.
Для тех, кто стремится получить новую или смежную специальность, ДО - просто находка. Ребенок может качественно подготовиться к дальнейшему образованию в школе или университете. Студент - не только прослушать дополнительные лекции или курсы по своей специальности, но, при настойчивости, и получить зарубежный диплом. Работающий человек, не рискуя потерять свое место в компании, может приобрести новые знания или повысить свою квалификацию. Редкий руководитель с радостью отпустит ценного сотрудника поучиться за границу, но понимание, что вы будете учиться дистанционно, никуда не уезжая, может даже подвигнуть его оплатить вашу учебу.