Для чего проводится пробный урок на курсах иностранных языков?
Светлана Ганжа, методист образовательной компании Tom's House:
Пробный урок - лучший способ познакомиться со школой и ее учебными программами. Возможность принять в нем участие обычно предлагается после письменного или устного тестирования и определения уровня владения иностранным языком. Это полноценное занятие по рекомендованной программе. Будущий студент может сделать собственные выводы о методике обучения, установить психологический контакт с группой и преподавателем.
Конечно, оценить программу в таком случае удастся лишь частично, насколько это позволяет тема урока. Но если слушатель чувствует себя комфортно, имеет возможность принимать активное участие в работе, а материал урока вызывает интерес и желание учиться дальше, то выбор сделан удачно.
Анна Котова, PR-менеджер сети школ иностранных языков ВКС-International House:
Такое занятие обычно не является обязательной ступенькой при поступлении на курсы, и предоставляется каждому по желанию.
Рекомендуется обращать внимание на три фактора. Первый - это, конечно, стиль преподавателя. Важно не только то, чему он учит, но и то, как учит. У каждого педагога своя манера проведения урока: один ведет занятия динамично, другой спокойно и размеренно. Единого стандарта нет, поэтому ориентироваться лучше всего на собственные ощущения. Второй существенный компонент - характер группы. Общение на занятии должно быть приятным. Наконец, третий фактор - соответствие вашей личной подготовки уровню знаний группы.
Вера Старцева, старший менеджер по рекламе и PR Международного языкового центра Language Link:
Пробный урок позволяет будущим студентам познакомиться с различными методами овладения иностранным языком. Это особенно актуально, когда используется коммуникативная методика, и если учитель - иностранец. Студенту, который ни разу не занимался с носителем языка, сложно понять, подойдут ли ему такие занятия.
Бывают ситуации, когда человек уверен, что "потянет" лексику и грамматику более высокого уровня, однако на пробном занятии убеждается, что это сложно, и выбирает соответствующую группу.
Как правило, показательный урок дается бесплатно. В некоторых языковых школах, если студенту подошла методика обучения, и он принял решение остаться, пробное занятие оплачивается.
Ирина Шехтер, директор НОУ "Авторская школа Шехтера":
Нередко на подобных занятиях слушатель не принимает участия в общении, а просто наблюдает со стороны и решает, заниматься или нет по данной программе. Поэтому с нашей точки зрения, существуют более удобные и рациональные способы знакомства со школой, например, полноценное участие в занятиях в течение первых нескольких дней.
Если случается так, что учебная программа не соответствует ожиданиям учащегося, он может отказаться от обучения. Такой подход дает возможность влиться в процесс, оценить происходящее изнутри, почувствовать специфику определенного языкового метода. Это позволяет слушателям чувствовать себя более свободно при выборе программы.
Оксана Прощенко, генеральный директор Центра образования и культуры "Интерконтакт":
В некоторых образовательных центрах бесплатное пробное занятие можно посетить на любом уровне после тестирования. Как определить, подходит ли вам данная методика, программа или преподаватель? Во-первых, помните, что преподаватель должен говорить исключительно на иностранном языке, уметь пробудить интерес к уроку и желание заниматься именно в его группе. Во-вторых, обратите внимание на учебные пособия: они должны включать пять аспектов: чтение, аудирование, разговорную практику, грамматику и письмо. Они должны быть изданы за рубежом. В-третьих, оцените свое состояние на занятии: насколько комфортно вы чувствовали себя и понимали, чего хочет от вас преподаватель. Кроме того, постарайтесь увидеть свои основные пробелы в лексике, грамматике, в разговорной речи.
Нина Ярнова, директор курсов "Друзья Баварии":
Главная задача, которую нужно решить на пробном уроке, - наиболее точно определить свой уровень владения иностранным языком. Будущему студенту, как правило, предлагается возможность выбора из нескольких групп с определенным уровнем.
Конечно, стоит прислушаться к совету методиста, который может подсказать, какая группа подойдет вам больше других. И еще лучше - присоединить к рекомендациям собственные впечатления, пройдя пробные уроки. В процессе учебы вам предстоит отрабатывать произношение, участвовать в игровых ситуациях, общаться с носителями языка, причем в основе всего учебного процесса будет общение, поэтому очень важно, чтобы вы легко адаптировались в классе.
Ольга Кладос, директор по развитию бизнеса школы делового иностранного языка Лингвабизнес:
На занятии слушателю необходимо обратить внимание на то, каким образом построен урок, на стиль преподавания, на личность самого преподавателя. Для кого ведется урок? Если для вас, то учитель должен дать вам возможность заговорить. Если он демонстрирует молчаливым зрителям свои знания и навыки, - задумайтесь, сможете ли вы в таком случае преодолеть языковой барьер?
Как нужно вести себя на пробном уроке, пока вы еще не стали полноправным членом группы, и, возможно вообще не захотите продолжать занятия? Нельзя слишком активно "тянуть одеяло на себя", однако отмалчиваться тоже не стоит. Естественно, в первую очередь тон задает преподаватель. Его задача - заинтересовать новичка и при этом не обделить вниманием остальных студентов.
Михаил Вирозуб, директор Школы иностранных языков "Vita nova - МГУ":
Посещение пробного урока - нормальная практика уважающих себя курсов. Это оправдано с психологической и учебной точек зрения - помогает почувствовать взаимоотношения в группе, примерить на себя атмосферу и темп занятия. Что касается методики обучения, то, увы, тут неспециалист мало что поймёт. А вот вопросы об учебных материалах, направленности курса и программе лучше заранее прояснять на собеседовании.
Конечно, жёстко прикрепить ученика к группе нельзя, переходы от одного преподавателя к другому, из группы в группу - нормальное явление, свидетельствующее о заинтересованности и ученика, и школы в успехе. Пробный урок помогает подобрать "своего" преподавателя и комфортную группу. Однако одного урока может не хватить, поэтому вполне возможно два-три таких занятия.
Инна Фадеева, завуч школы иностранных языков ИТЭК:
У каждой языковой школы есть свои плюсы и минусы. Пробный урок - это единственное, что помогает потенциальному слушателю рассеять сомнения. Прежде всего, обратите внимание на процесс обучения: насколько эффективно вы заняты на уроке, сколько времени говорите, какие задания выполняете. Важно, чтобы были задействованы все студенты, и никому не приходилось долго ждать своей очереди для ответа.
Если помимо учебников используются дополнительные материалы, видео, это означает, что преподаватель серьезно готовится к занятиям, а школа контролирует качество преподавания. В хорошей школе знают, что мелочей не бывает, и стремятся сделать процесс обучения увлекательным, эффективным.
Анастасия Иванова. «Элитный персонал» № 1 от 09.01.2007 г.